УМНАЯ МАШИНА?



Ирина Драгунская

март 2003

Наука и жизнь, № 03.2003

 

Один знакомый заказчик пытливо меня спрашивал: "Вы эту иллюстрацию как делали - руками или на компьютере?" Наверное, он думал, что существует такая программа, которой можно приказать "Рисуй!", а тем временем сходить в кино или пол помыть. А компьютер сам все и сделает. Или, предположим, велеть "умной машине" творить в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. Естественно ничего даже приблизительно похожего компьютеры делать не могут. И смогут очень нескоро. Совсем недавний пример - фильм "Последняя фантазия", творение японских аниматоров, первый фильм создавший "цифровых актеров" и доказавший всему миру, что нельзя заменить живых людей на компьютерные персонажи. Можно вообразить, сколько "человеко-часов" потратили авторы на создание своих актеров, придание им живости и естественности их движениям. А закончилось это тем, что фильм стал лишь любопытным прецедентом для любителей спецэффектов, но никак не событием в кинематографе. Ведь компьютер это вовсе не "электронная голова" способная мыслить, а скорее машина, выполняющая беспрекословно, (но в меру своих возможностей), приказы. Этой машине все равно каковы эти приказы.… Как карандашу самому по себе все равно, пишет ли он ругательство на заборе или лирическую поэму. А краске тоже безразлично красят ли ей стены усадьбы или тюрьмы. А компьютер - это такой же инструмент для художника как карандаш или краска. Разве что возможностей технических раз в сто больше. Именно это и является для многих художников дезориентирующим фактором. Выучив пару-тройку необходимых для полиграфии программ (как правило, это троица PhotoShop, Illustrator, QuarkXpress), начинающий дизайнер начинает впихивать в одну-единственную работу все достижения недавно освоенного инструментария. Словно обезумевший турист, в распоряжении которого оказалась лишь маленькая сумочка, он старается запихнуть туда и акваланг, и ласты, и кипятильник, и свитер на случай холодной погоды.… В результате этих усилий сумка трещит по швам и весь скарб бесформенной кучей валится на пол. Точно так же набор всевозможных фотошоповских фильтров вместе с десятком разнокалиберных шрифтов превращает в визуальный мусор то, что по замыслу автора должно было бы стать произведением дизайна. Такой автор, как правило, и выпуклые буквы сделает с помощью фильтра "emboss" и светящиеся края у этих же букв фильтром "glowing edges". Непритязательный заказчик радуется, ему кажется это "богатым оформлением", исполнитель радуется тому, что все так хорошо складывается.…В результате - перед нами возникают невообразимые горы помойной эстетики, вкус рядового потребителя (заказчика) приближается к пристрастиям сороки, которая кидается на все блестящее…

 

Надо отметить, что дизайнеры сейчас делятся на две категории: те, кто получил художественное образование (изучал живопись, рисунок, композицию, историю искусств, и лишь потом приступил непосредственно к дизайну) и те, кто пришел в эту сферу из совершенно других (как правило, технических) профессий. Особенность российской ситуации состоит в том, что представители таких разных "весовых категорий" порой сражаются на равных за одни и те же вакансии и те же заказы. Это происходит, разумеется, не по чистой случайности. Случается это из-за того, что работодатель прежде всего интересуется "опытом работы" и "какими программами владеете". Хотя конечно, прежде всего, интересоваться надо не скоростью верстки и знанием "горячих клавиш", а способностью генерировать идеи, свежие и оригинальные. Хотя как это проверить? Из-за этого получается, что ремесленник, бойко оперирующий необходимыми программными пакетами, обходит выпускника художественного ВУЗа на крутом повороте. Да и удобнее такой подчиненный - он охотнее выполнит абсурдные требования, не будет отстаивать свои позиции. В то время как само понятие "дизайн" прежде всего, включает в себя элемент "изобретения". Преобразование окружающей среды. Способность взглянуть на привычное явление под необычным ракурсом. Заставить оглянуться, изумиться, задуматься или рассмеяться. Дизайн - это изобретение некоего "стоп-сигнала" для зрителя. А главный инструмент изобретателя - голова. А вовсе не Photoshop или QuarkXpress, и даже не 3-D Max! Дизайнерская концепция начинается с мысли, с идеи, а вовсе не с "кликанья" мышью. Идея правит компьютером в мире дизайна, а в мире ремесленничества и поденной работы наоборот - машина диктует свои условия. Надо признать и следующий печальный факт - чем больше художник просиживает перед монитором, тем меньше идей он способен выдавать "на гора". Это, увы, не выдумки человека, недолюбливающего компьютер.… К сожалению, пиксельная рутина затягивает паутиной способность мыслить, и мысль тускнеет перед ярким мерцанием монитора. Излучение здесь вовсе не причем. Просто за компьютером художник задумывается об очень многих совершенно чуждых ему вещах (почему, например, не инсталлируется программа или как "растянуть" картинку в 72 dpi на полосу А4) и это тормозит качество и скорость творческого процесса. Приходится отмечать, что жесткое разделение труда верстальщиков и дизайнеров приносит свои плоды. Однако почти никто из работодателей признавать это не спешит. Многостаночники выгодней для торопливой печатной индустрии. Каков же выход для человека, считающего себя прежде всего творческой личностью, а потом лишь "опытным пользователем ПК"? Видимо нужно побольше времени тратить на обдумывание само по себе и садиться за компьютер только ради воплощения уже готовой идеи. Побольше изучать разные фактуры, встречающиеся на каждом шагу - прожилки листика, облупленную штукатурку, причудливый узор из сорванных объявлений и афиш.… Как это не высокопарно звучит, но обыденная, не "электронная" и не "виртуальная" красота способна дать мощный импульс художнику-дизайнеру. Надо тщательно отшелушивать свои работы от наростов "компьютерных возможностей", а если точнее - использовать эти возможности деликатно, так чтобы они не лезли в глаза непосвященному, потому как что может быть важнее вашего "послания" ("message'а") зрителю? Компьютер лишь старается сделать короче и легче путь этого послания.

 

С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось масса преимуществ и огромное количество проблем. Преимущества ясны - достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях. Но проблем не меньше.… Из художника дизайнер стал ближе к ремесленнику. (И в глазах общества, между прочим, тоже).

 

Любопытно иллюстрирует этот факт забавная история из жизни одного известного рекламного агентства. Программисты там постоянно пикировались с дизайнерами, то в шутку, а то и всерьез недоумевая, за что же этим недотепам (которые постоянно мучают их дурацкими вопросами) платят столько денег. А дизайнеры спрашивали их, что же случится, если, не дай боже, вырубится электричество. Все стучали по дереву (тьфу-тьфу не вырубится) и смеялись. А потом в ночь перед сдачей крупного заказа свет погас.… Стало не до смеха. Тогда дизайнеры сели за работу, и, представьте себе, нарисовали эскизы необходимых десяти этикеток. Наутро пришел заказчик … и остался очень доволен такой вот "ручной работой". Попросил оставить все как есть, только слегка обработать после сканирования. Так и завершился благополучно этот спор двух противоборствующих сторон.

 

Сейчас большое количество дизайнеров ушло в "свободный полет". Они не зависят от менеджеров и своего начальства, но остаются сильно зависимы от своего оборудования. Хоть между дизайнером и конечным продуктом стоит гораздо меньше других специалистов, тем не менее, необходимость иметь дело с техникой (чинить ее, обновлять, закупать комплектующие) отнимает время от самого творчества. Не говоря о бесконечных подстраиваниях под конкретную типографию, проверку пленок и т.д. В цену дизайнерской работы неминуемо вплетаются покупка картриджа, ремонт принтера и т.д.…И теперь художник пытается отвоевать обратно оккупированные территории. Это происходит довольно мучительно. Трудно разобъяснить заказчику, что внести пятый раз правку в текст - это вовсе не обязанность дизайнера. Ведь из-за того, что рабочее место художника-дизайнера - компьютер, данный специалист не превращается ни в корректора, ни в наборщика, ни в редактора.

 

Тем не менее, работодателю (или заказчику) очень удобно иметь в подчинении этакого "человека-оркестр", у него будет и "креативность мышления" и знание pre-press и умение сканировать - все в наличии. Вместе с тем жизнь показывает, что специалисты, умеющие все, на самом деле не умеют ничего. Поэтому единственно достойный выход - это специализироваться чем-то одном. Ценить свое мастерство в избранной области и не стремиться стать "мастером на все руки". Ведь от такого "мастера" недолог и путь в "прислуги за все". Узкопрофессиональный подход позволит оставаться востребованным на рынке труда и сохранить свое профессиональное "лицо".

 

Тем не менее, страшно вспомнить те времена (не такие, уж поверьте, давние) когда макеты выклеивались вручную, и покупка дефицитного резинового клея становилась триумфом (всего десять лет назад). Всегда под рукой ластик для отшелушивания противных серых катышков от работы.…Теперь резиновый клей сдал свои позиции, навсегда обосновавшись в обувных мастерских. Мы вспоминаем его с благодарностью, но без особой ностальгии. И главное, чему научило нас прошедшее (революционное для дизайнеров) десятилетие, что во всех ошибках и просчетах виноваты мы, а не наши безответные компьютеры. А наши творческие победы компьютер разделяет лишь отчасти, ведь он только выполнял наши приказы и прихоти. И, несмотря на все это мы их очень любим - эти наши железяки. И не подпускаем к ним чужаков (ведь компьютеры от этого "глючат", то есть болеют). И не садимся к ним в нервозном состоянии - им от этого плохо. Они - наши партнеры. И Pentium'ы и Macintosh'и мы нахваливаем и защищаем от нападок. Уж какие ни есть - они нам нравятся.




© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены

liveinternet.ru
© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены. Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных на данном сайте, допускается только с письменного разрешения iwi_design group.