Антисоцгламур



Ирина Драгунская

Газета "Правое дело", №21 (178), ноябрь 2006

http://www.sps.ru/?id=217279

 

Про "Великую эпоху" в нашей стране принято рассуждать со светской отстраненностью. Было мол, да. Коллективизация, индустриализация -  за лесом летящих щепок не видно. А ведь у того времени были не только строители но и те, кто строительство запечатлевал. Родченко был одновременно и творцом и документалистом происходившего слома. В плане художественной жизни Советский Союз 20-х гг диктовал моду всему миру. Конструктивизм, обогнавший свое время на много десятилетий. В плане политики - внушал страх и трепет. Родченко-фотограф объединил авангард с воспеванием новой жизни. Vita nova прошлась катком по растерянным, курносым и простонародным лицам людей, доверчиво смотрящих в объектив фотокамеры. Эти лица как-то плохо вписываются в концепцию соцгламура, основные признаки которого (как и всякой тоталитарной мишуры): мощь тела, крепость духа, строгость линий и форм. На репортажных снимках замечательного мастера - крестьяне и рабочие - бедно одетые, придавленные громадой грядущего. Даже комсомольцы в сатиновых трусах и белых маках выглядят порой сиротливо, шагая босиком по брусчатке главной площади страны Советов. Талант художника (Родченко все же прежде всего - именно художник) дает нам возможность почувствовать кожей сгущающийся воздух той страны.


Как никто другой Родченко сумел воспеть архитектурную новизну конструктивизма, фотографируя здания в необычных ракурсах, которые нынче стали привычным приемом и "общим местом" большинства начинающих фотографов.  Но не стоит забывать, что тогда эти композиционные находки были настоящим откровением и для зрителей и для родченковских коллег.  Портретировал он и творческую элиту своего времени: "светскую львицу" Лилю Брик, поэта Асеева, художницу (и свою жену) Варвару Степанову. Зрители с упоением рассматривают музу пролетарского поэта, с удовлетворением отмечая ее некрасивость. Сам Владимир Владимирович вызывает вздохи посетительниц экспозиции - косая сажень в плечах, мрачный взгляд. Именно такого Маяковского мы и знаем - с сумрачным блеском в глазах, брутального и цельнокройного.
Родченко-фотограф начал сравнительно поздно - в 33 года, будучи уже зрелым художником.


Советский денди, человек-бренд и человек-стиль, под конец жизни Родченко мучался тем, что успел недостаточно, достиг не всех вершин. Начиная с конца 30-х его карьера и впрямь покатилась под уклон. Он снова вернулся к живописи, ибо началась усиленная борьба с "формализмом" и утверждением некого усредненного стиля, названного впоследствии "соцреализмом". В 1951 году его исключили из Союза художников, восстановив, однако, в 1954. Несмотря на засилье чиновников от искусства Родченко умудрялся заниматься беспредметным искусством всю жизнь. Его очень выручало занятие прикладной графикой - тем, что ныне именуется словом "дизайн". Он много работал в жанре плаката и занимался оформлением книг. Можно смело сказать, что он прожил несколько творческих жизней, и поздние его жизни не были столь ярки, как первая. 
Тем не менее, того что он успел сделать в фотоискусстве хватило бы на нескольких талантливых авторов. В фотографию он привнес динамичность, конструктивистский подход, пространственность и кинематографичность. Он также явился родоначальником целой фотографической школы. Несмотря на то, что он запечатлевал физкультурные парады и строительство Беломорканала, в его работах абсолютно отсутствует пропагандистский пафос Лени Рифеншталь. Глядя на его снимки совсем неохота маршировать босиком по брусчатке Красной площади. Более того - сама идея построения социализма, глядящая на нас с пожелтевших отпечатков, кажется страшным, но уже давно поблекшим сном.

Огромную ретроспективную выставку загнали в подвал Манежа. На первом этаже идет то ли монтаж, то ли демонтаж меховой ярмарки.  По этому поводу не хочется проходится едкими замечаниями о месте культуры в нынешней жизни.  Потому что и во времена, когда творил Родченко-фотограф были люди, интересующиеся мехами (а впоследствии - пайками и продуктовыми заказами). Искусство всегда было и остается поныне - трудом и наградой, удовольствием и деликатесом. В этом смысле - выставка, которая идет до 29 ноября в манеже - настоящее угощение для гурманов. И выставочное пространство, созданное Московским Домом фотографии, выглядит именно таким, каким мы привыкли его видеть - с обилием увлеченных зрителей: пенсионеров с внуками, студентов, художников и клерков. Ажиотаж вполне соответствует масштабу события: данная выставка является наиболее  глубоким ознакомлением с эволюцией Родченко-авангардиста. Прекрасным дополнением служит издание роскошного альбома, который можно преобрести там же. 

Подписано псевдонимом Эдда Майнор




© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены

liveinternet.ru
© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены. Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных на данном сайте, допускается только с письменного разрешения iwi_design group.