СТАРК — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ НОВОЕ



15 октября 2003

Ирина Драгунская

 

Филипа Старка и Энди Уорхола разделяет океан и 21 год. Филип Старк появился на свет, когда отец поп-арта отметил свое американское совершеннолетие и окончил технологический институт Карнеги. Про Уорхола почти все ясно – бедные родители, детство в шахтерском городке Пенсильвании – то есть в захолустье, институт, работа в глянцевых журналах и модных магазинах. Далее – судьба и слава. Про Старка не так-то много биографических данных.

 

 

Все детство он что-то чертил, пилил, склеивал и мастерил. Будучи сыном авиаконструктора, он с малолетства «жил» в индустриальном дизайне. Поэтому и образование в этой области ему было не к чему. Этим легко объяснить ранний старт (к) его карьеры. Этим же можно объяснить его «игровой» подход к созданию мебели, зубных щеток, интерьеров и даже зданий.

 

Его жизнь не назовешь благодатной почвой для биографов. Очень ранний профессиональный успех и далее безупречное скольжение от одного «культового» предмета дизайна к другому. Если не можешь позволить себе «кресло от Старка», то купи хотя бы зубную щетку его авторства! В Америке это явление называлось бы емким выражением «must have», как это назвать на языке родных осин? «Сумей поиметь!»? Или «не имеешь, так сумей»? Или вот – «не смей не иметь»!

 

Американского гея и французского бонвивана, тем не менее, связывает очень многое. Эдакая пара – Колумб и Веспуччи. Сам Старк говорил, что Колумб не открыл Америку, так как не дал ей своего имени. Роднит их и стремление к славе, (и вовсе не к тем пресловутым пятнадцати минутам, а к прижизненной и пожизненной), и отношение к искусству как к фабрике, и успешное доказательство того, что многотиражность не делает из предмета искусства недорогую вещь массового потребления. Оба показали, что идея ценнее материала. Именно на нее, на идею, налепляется ценник со многими нулями, а не на кусок холста-с-маслом или красного дерева-с-золотом. Один продавал шелкографские оттиски по цене картин маслом, другой – пластиковые стулья по цене отреставрированного антиквариата. Оба переделали мир на свой манер. В сущности, они отучили зрителя смотреть на искусство серьезно, но приучили смотреть очень даже серьезно на художника, на автора. Будучи людьми богатыми, они вдосталь посмеялись над властью денег. Старк очеловечивает свои стулья и предметы обихода, Уорхол «опредмечивает» людей.

 

 

Чем отличаются портреты Лиз Тейлор от портретов суповых банок? Сходств у них больше, чем различий. Полотна Уорхола во многом стали предметами интерьера, а предметы интерьера «от Старка» постепенно становятся артефактами.

Если Уорхол создал некую питательную среду, то Старк в ней поселился и принялся взращивать свои идеи. Он конечно больше «модник» нежели авангардист. Авангард ведь всегда связан с некой опасностью, риском непонимания. Старк же рискует ровно настолько, насколько это может позабавить публику (клиентов), но не в коем случае не испугать или отвратить. Это в авангардиста можно выстрелить (как стреляла Валери Соланас в Уорхола), модника можно лишь ранить рецензией.

 

 

Как ни грустно констатировать, но в конце двадцатого века Россия стала страной модников, никак не авангардистов. Если раньше наша отчизна щедро снабжала мир идеями (один Малевич стоит тысячи старков), то теперь мы снабдили мир щедрыми покупателями и потребителями идей. Покупалось (да и сейчас покупается) все уже апробированное. В России конца девяностых нешуточная мода на вещи «от Старка» объясняется в основном модой, конечно. В нашей стране «стремительно возникает новая предметная среда, и героем становится тот, кто ее создает. И особенно тот, кто ее осмысливает» отмечает в своей статье «Имя это имя это имя» Марина Колдобская. Короче, евроремонт требует евродизайнера! Тут, как нельзя кстати, пришелся Старк, с его сверхновыми материалами (почти космическими), с его французскостью (еще со времен Евгения Онегина российская знать тянулась ко всему французскому), с его модностью и дороговизной, в конце концов! Надо так же отметить, что Франция в наши дни находится в авангарде психоаналитической науки, поэтому данные коды доступны довольно многим старковским клиентам. Так что отсыл к фрейдистским образам – не случайность, а продуманный ход. Это не игра подсознания, а если и игра, то в ней все ходы просчитаны. Так что даже скандально известные пульты дистанционного управления, похожие на вибраторы (заказ для фирмы Томсон), явились тем благотворным скандалом, который подвинул Старка на несколько клеточек вперед. То есть – и программы переключаете, и Фрейда не забываете. (Для тех, чьи познания глубинной психологии ограничились такого рода поверхностными знаниями). И чувствуете себя очень модно при

 

этом. При всей своей жовиальности, Старк, конечно же, больше математик, чем художник. Казалось бы, разве можно быть большим пиарщиком, чем Уорхол? Ответ «да». Уорхол все же «пиарил» больше своего «лирического героя», оставив в тени хотя бы собственную личную жизнь. Старк же не отделяет себя самого от того «персонжа», которым он является нам в многочисленных интервью и публикациях. Он позволяет зрителю видеть все – и свою свадьбу, и процесс творчества… Если Уорхол носил седой парик, то Старк знаменит своим пристрастием к ярким клетчатым рубашкам.

 

 

Если Уорхол декларировал свою страсть к сладкому и к компульсивным покупкам, скажем, то Старк декларирует уже куда более политкорректные вещи, например, неприязнь к курильщикам. Он не на секунду не забывает, в каком мире живет. Старк – человек-бренд. Дизайнер-лэйбл. Но при этом он умудряется быть дидактичным и user-friendly, можно даже сказать «полезным».

Искусство не может быть «добрым» или «злым», «полезным» или «вредным». А мода – запросто может. Старк – это мода на хорошее, мода на «модное». Но модник, в отличие от авангардиста, не может не только отстать от моды, но и обогнать ее.




© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены

liveinternet.ru
© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены. Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных на данном сайте, допускается только с письменного разрешения iwi_design group.