ШИК-БЛЕСК-КРАСОТА



8 февраля 2004 г.

№_06 журнал "Новое Время"

Ирина Драгунская

 

Начиная говорить о Ньютоне, меньше всего хочется выстраивать его биографию в хронологическом порядке. Мэтр гламурной фотографии разбился на своем Кадиллаке в возрасте 83 лет. Идеально для светской хроники. Если б в светскую хронику помещали некрологи. Но в светской хронике нет места смерти… Ушел один из последних певцов воли и силы, шика и блеска. Того, что даже у нас стали называть раскатистым и грассирующим словом «гламур». Навсегда укатил от нас на своем блестящем дорогом автомобиле. Дорогие и красивые машины были его слабостью. И еще его слабостью была любовь к силе. Любовь, выраженная в статичных, холодно выверенных и, безусловно блистательных портретах. Я не знаю, впрочем, подходит ли тут слово «портрет»… Может ли называться портретом

 

 

изображение тела, лишенного каких либо личностных характеристик, черт, особенностей? Лицо – лишь продолжение тела. Если тело женщины – то в броне из мускулов, если мужчины – то в ореоле славы и богатства. Мир, где нет место немощи и бедности. Жестко сконструированный рай, показанный смертным во всем своем хладном блеске. Только обладая красотой или славой можно было попасть под его объектив. Желательно было обладать и тем и другим. Ньютоновские обнаженные не выглядят таковыми. Так как всякая обнаженность подразумевает стыдливость или хотя бы сдернутые покровы. Эта нагота в принципе не подразумевает одежд. Целлулоидные тела, с кожей, лишенной пор и окаменевшей мускулатурой. Будто не манекены и не сверх-люди отображены даже, а идеи сверх-людей. Про Хельмута Ньютона принято говорить «знаковая фигура». При этом не поясняется знаком чего, в сущности, он является? Знаком завороженности слабых и бедных миром сильных и богатых? Очарованности некрасивыми совершенной красотой? Знаком созерцательного любования недоступным? Многие мужчины утверждали, что ньютоновские ню пугают. Своей неживой, восковой красотой. Некоторые обвиняют его в приверженности большому немецкому стилю, начатому и во многом придуманному Лени Рифеншталь. Тем более что с певицей арийской воли Ньютон дружил. Называл ее «настоящей нацисткой». Она ему что-то отвечала в духе дружеской перебранки. Он сказал, что готов на ней жениться. Беззаботный диалог поколений. Разговор бежавшего из фашистской Германии еврея и любимой актрисы Гитлера. В конце концов, Лени была красива, а красота переживет и идеологии и само время. Остается нетленной. Как и черно-белое искусство фотографии.

 

 

Может быть, эта нетленность и вечность, в упор глядящая с ньютоновских снимков и гипнотизирующая нас является тем самым культом, которому он служил всю жизнь? Служил истово и верно, каждый день, приходя в свою студию в 9.30, даже будучи глубоким стариком. Вновь и вновь перед ним раздевались красивейшие модели, надевая маску полнейшего отчуждения на свои лица… Может быть Ньютон, как и Дали считал, что «молодость заразительна»? Своей жесткой художественной манерой он придавал вполне заурядной свежести статус «вечной молодости». Его моделей нельзя представить себе пьющими и поглощающими пищу, даже если в руке у них бокал с вином и тарелка с едой. Вот еще один парадокс биографии великого фотографа: всю жизнь он портретировал вечность для глянцевых журналов, а что может быть эфемернее? Может быть, поэтому в жанре модной фотографии он отдал предпочтение «ню»? Если платья и даже ювелирные украшения выходят из моды, то безупречные тела – никогда. Цитата, которая кочует из статьи в статью, когда речь идет о Хельмуте Ньютоне: «Меня интересует власть – будь то сексуальная или политическая. В своем творчестве я насмехаюсь над массовой культурой, создавшей конвейер, призванный регулировать и направлять желание». Надо сказать, что насмешка эта столь завуалирована, что вряд ли видна многим. Да и кто выложит три тысячи долларов за книгу пародий?! (Именно столько стоит книга Ньютона, названная за свой гигантский формат «Сумо»). Безусловно, преданные поклонники Ньютона любят его за что угодно, но только не за насмешку. Думаю, что за стиль, за жесткость светотени, за возможность взгляда «глаза-в-глаза». Кто еще давал возможность взглянуть прямо в зрачки Лиз Тэйлор, Сигурни Уивер, Фэй Дануэй? Одной из самых известных его фотосессий явилась серия «Они идут», снятая в 1981. На одном снимке изображены четыре модели, одетые по тогдашней моде и идущие вперед. Фон – белоснежная бумага, часто используемая для студийных съемок. На другом снимке изображены те же модели, в тех же позах и на том же фоне… Разница лишь в том, что во втором случае они совершенно обнажены. Эта их нагота словно проступает сквозь одежду так органично, что как раз вариант в одежде выглядит странным и неестественным. Не говоря о том, что мода тех лет кажется нам просто смехотворной. Некоторые западные критики обвиняли его в том, что он дегуманизирует женщин, делая из них лишь сексуальный объект. На подобные нападки фотограф отвечал, что, наоборот, он – феминист. И действительно, если приглядеться - героини Ньютона – королевы, женщины-повелительницы, ни в коем случае не жертвы. И вот он умчался на своем Кадиллаке по маршруту Chateau Marmont Нotel, Калифорния – Вечность. Биография: Хельмут Ньютон родился в Берлине, в 1920 году, в довольно богатой семье производителя пуговиц. В 16 лет он идет учиться к известному фотографу Иве (Эльзе Симон, депортированной позже нацистами и погибшей в Аушвице). У нее он учится 2 года, потом уезжает в Сингапур, а в1940 перебирается в Австралию, где, после пятилетней службы в армии открывает фотоателье в Мельбурне. В 1948 он женится на актрисе Джун Брюннель, с которой он и прожил всю жизнь. В 1961 он начинает свое регулярное сотрудничество с французским «Вогом», законодателем моды и стиля. Этот журнал десятилетиями диктовал миру, что есть красота в ее модном понимании. И именно в 1961 году выходят на экран такие шедевры кинематографа как «Виридиана» Луиса Бунюэля и «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене. Эти два режиссера настолько эстетически близки Ньютону, что многие его снимки кажутся кадрами из этих фильмов… С 60-х стилистика Ньютона остается неизменной: те же резкие тени, та же выверенная композиция. Он узнаваем, как и его современник Уорхол. Его работы с тех пор не состарились. Его снимки трудно датировать. Разве что по пуговице на краешке лацкана?




© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены

liveinternet.ru
© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены. Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных на данном сайте, допускается только с письменного разрешения iwi_design group.