Детская книга сегодня



20 (185) 30 мая - 5 июня 2002

МОСКОВСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГАЗЕТА Правительства Москвы

Автор статьи - Вивиан дель Рио

 

Предположим, вы хотите купить своему ребенку очередную книжку с картинками. Что ж, выбор огромен, на прилавках лежит, кажется, все на свете. Но что делать, если вы требовательны и справедливо хотите, чтобы не только текст, но и оформление книги было достойным? Вот здесь и начинаются трудности. Хороший текст может быть оформлен так, что и смотреть не хочется. Бывает, правда, и наоборот, но это гораздо реже.

 

Ни для кого не будет тайной, что детям до определенного возраста книга без картинок вообще неинтересна. Они еще не умеют читать, только слушают и рассматривают разноцветные изображения, а если их нет, то малышу быстро становится скучно, он начинает отвлекаться и уже не воспринимает то, что ему читают. А ведь иллюстрация в детской книге - это самое первое произведение искусства, с которым знакомится ребенок. И, конечно, очень важно, чтобы она действительно была «произведением», чтобы выполнена была профессиональным художником. Увы, оформление большинства ныне издаваемых книг к творениям профессионалов никак не отнесешь. И причин тому несколько.

 

Раньше профессия художника-иллюстратора оплачивалась на том же уровне, что и все остальные. Потому весь ее престиж состоял в кажущейся романтике самого занятия. Никто и не догадывался, сколькими техническими премудростями должен овладеть будущий оформитель, прежде чем сможет применить свой талант на деле. Недаром единственный специальный факультет на всю огромную страну готовил в одном лице и оформителя, и художественного редактора. Он так и называется поныне - факультет художественно-технического оформления печатной продукции при Московском полиграфическом институте (теперь Государственном университете печати).

 

Художественным редактором мог стать только тот, кто овладел, помимо технических знаний, еще и живописью, рисунком, историей искусств, композицией и т.д., и т.п. Ведь без всего этого не состоится профессионал. Теперь, с появлением компьютера, все упростилось. Любой программист или просто пользователь в недолгий срок может освоить необходимые навыки, собрать нечто и отдать в печать. К тому же развитие рынка, а вместе с ним и рекламы, сделало профессию художника (теперь дизайнера) очень даже привлекательной с материальной точки зрения, да и чрезвычайно востребованной. Увы, огромное количество людей с «опытом» работы в полиграфии не имеют сегодня специального художественного образования. А рынок печатной продукции растет между тем с каждым днем. И вся продукция неизменно проходит через руки такого «художника-дизайнера» или «художественного редактора».

 

С развитием рынка появилось и множество желающих издавать книги, в частности детские. Издатель, естественно, нанимает иллюстратора (до квалификации последнего, как правило, никому особого дела нет) и вынуждает его делать то, что, как ему кажется, непременно купят. Вот тут-то и начинается самое грустное.

 

Для издателя книга - прежде всего товар, а товар надо продать. Для этого он, с точки зрения издателя, должен быть броским - большим и ярким, чтобы его обязательно заметили. В результате огромный процент детских книг выпускается в альбомном формате, в твердом переплете. Никто не задумывается, что ребенку просто-напросто тяжело удержать такую книгу в руках, тяжело перелистывать страницы.

 

Издатель, из кармана которого оплачивается весь процесс, понятно, хочет за сим процессом следить. Он не верит персоналу, который сам же и нанимает. У него обо всем есть особые представления, свой вкус и свой расчет. Правда, при этом он не диктует, например, стоматологу, как тому произвести санирование. А вот художника, который долго учился, имеет развитый вкус и, наконец, в силу своего занятия просто талантлив, не уважают. Ему не доверяют, ему указывают, в какой гамме (неизменно яркой) должна быть выполнена иллюстрация, как должно выглядеть внешнее оформление книги.

 

Понятно, что настоящий, уважающий себя мастер не будет подделываться под Диснея или вырисовывать пушинки у белой кошечки с голубыми глазками. У настоящего художника всегда есть свое лицо, своя манера рисования. Поэтому те, кто не хочет «ломать» свой стиль, вынуждены работать в смежных профессиях - дизайне, веб-дизайне и прочее. Ну, а самые известные иллюстраторы покидают страну, работают за рубежом, где их труд действительно оценен по достоинству.

 

Не будем при этом забывать: все люди разные, и вкусы у них разные. Конечно, должны существовать и Дисней, и кошечки, но ведь не только они! Зачем заведомо отпугивать покупателя с другим вкусом? Не должно же все быть одинаково ярким! Иному ребенку успокоиться бы, когда бабушка читает ему сказку на ночь. Нечто в спокойных тонах гораздо лучше подействовало бы на малыша. Но таких рисунков чрезвычайно мало. Ну как же, обложка в пастельной гамме не кричит: «Купи меня!». Как сказал один редактор - «Звери с картинок должны выпрыгивать».

 

Сами издатели твердят обычно: «Мы делаем то, что нравится детям». Но детям нравится, например, ковыряться в носу и есть руками. Мы же им этого не позволяем, мы их воспитываем! Так почему же не попробовать воспитать у ребенка, кроме хороших манер, еще и хороший вкус? Ведь первые свои книжки ребенок очень подробно изучает, они ему интересны, и, хочет того или не хочет, запомнит он их на всю жизнь.

 

Наверняка вы, не задумываясь, покупали репринтные издания книг из вашего детства. Кстати, они мгновенно исчезают из продажи. Андерсена с иллюстрациями Пивоварова раскупили меньше чем за неделю. То же самое произошло с книжкой-раскладушкой басен Крылова, иллюстрированных Майофисом. Нас воспитали на работах художников самого высокого профессионализма. Разве наши дети обязаны вместо произведения искусства лицезреть пусть и дорогой, но товар?

 

Вот еще несколько цитат из бесед с книгоиздателями: «Я бы не купил ребенку книги, которые сам же выпускаю»; «Мы делаем пошлые книги с пушистыми зверюшками с розовенькими щечками сквозь мех, потому что мы работаем на быдло…».

 

Если уж честно, когда кто-то выпускает подобную продукцию, он нас просто оскорбляет, действительно считая быдлом. Но вот кто мы на самом деле и кем станут наши дети, решать все-таки нам.




© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены

liveinternet.ru
© 2000-2011 iwi_design group, все права защищены. Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных на данном сайте, допускается только с письменного разрешения iwi_design group.